Лезгинский эпос в виртуальной реальности
Резиденция Полины Зинзивер и Александра Козлова
Июнь 2021

В течение месяца ребята рисовали, лепили из глины, делали трафареты и моделировали в VR-героев национального эпоса «Шарвили». Задачей было сформировать образ культурных мотивов через прочтение эпоса и воплощение их разными средствами, воссоздать свои скульптурные наброски в цифровом пространстве.
Резиденты
Tilda Publishing
Александр Козлов — медиахудожник и музыкант
Tilda Publishing
Полина Зинзивер — диджитал-художница
Сначала ребята проделали исследовательскую работу: читали эпос и выбирали себе персонажей. Для создания концепта было важно описать характер героя и понять, какие элементы составляют его образ. В исследовании использовались разные медиа: на первом этапе героя рисовали в разных ракурсах, а на втором — лепили объемную версию. Только после этого персонажи были воссозданы в VR.
Как и во многих резиденциях Люминари, в работе ребят фокус был на культурное исследование, но через современные технологии.

В эпосе «Шарвили» отражена многовековая борьба лезгинского народа с завоевателями за сохранение своей независимости и свободы. Главный герой, богатырь Шарвили, олицетворяет добро и, защищая интересы простого народа, борется со злом: с чужеземными завоевателями в виде злых духов, ведьм, многоруких великанов и рогатых людей.
По разным частям эпоса заметно, как он трансформировался под влиянием исторических событий. В его архаической части прослеживаются параллели с древнегреческими и общекавказскими мифологическими системами, а в более поздних мифах отражена борьба с завоевателями, напоминающая противостояние лезгинского государства набегам кочевников (скорее всего скифов, гуннов, хазар), персов, арабов. В эпосе отражена борьба с такими крупными историческими фигурами как Тамерлан и Надир-шах. Даже в фольклоре времен Великой Отечественной войны народ обращался к Шарвили, особенно в жанре плача. О связи с реальной историей говорит и упоминание топонимов, что есть далеко не во всех мифах. Родиной Шарвили считается село Ахты, местом основных действий эпоса — Кавказская Албания, государство Лакз и другие трансформирующиеся на протяжении веков территориальные образования лезгин.

Впервые в письменном виде герой Шарвили упоминается в записках дочери коменданта Ахтынской крепости Нины Рот в 1854 году. В 1940-х годах фольклорист Агалар Гаджиев фиксирует первые легенды лезгинского эпоса, далее сбором и систематизацией фольклорных материалов о Шарвили занимались поэты Забит Ризванов и Байрам Салимов в конце 1950-х годов. В 1999 году эпос был впервые полностью издан на лезгинском языке, а в 2008 выпущен перевод на русском.
С помощью джойстика и виртуальных очков ребята придали форму Шарвили и монстрам в VR.
Кроме того, на одном из занятий мы рисовали ковры по мотивам эпоса – каждый по своему герою. Цветастые ковры в трафаретной технике отражали путь персонажа и его особенности.
Ковры-коллажи
1 – Художник Артур Рамазанов;
2 – Grap. Художник Аида Исмаилова. Посередине ковра изображен Кас-Буба. Рядом с ним растут два дерева, с одного из них он сорвал яблоко. По краям расположены золотые яблоки и узоры, которые означают горы и реку;
3 – LALAMA. Художник Наида Исмаилова. История моего ковра началась с рисунка, который был похож на лошадь и ламу, но это должен был быть аликорн: пегас+единорог. У всех лошадей есть подковы, а так как это пегас, там изображены крылья, а звезды связаны с единорогом;
4 – Льдинка. Художник Карина Курбанова. Это голубой ковер. На нем изображен ледяной король из эпоса Шарвили. По краям изображены: корона, посох короля, топор, лук и копье;
5 – Счастье. Художник Хава Рамазанова. На ковре можно увидеть горы, а имя героя — Даглар — переводится с лезгинского как горы. Ковер назван «Счастье», потому что у Даглара родился сын
;
6 – Художник Фаина Ибрагимова. Это ковер ведьмы Кускафтар. Эта ведьма очень очень злая, если ее разозлить. На ковре изображен ее силуэт. Шарвили вырвал ей оба глаза, поэтому они тоже есть на ковре. Если посмотреть на ковер, можно подумать, что ведьма добрая, но это всего лишь ИЛЛЮЗИЯ;
4-го июля 2021 года в Люминари прошла выставка, где были представлены итоговые работы. Каждый мог надеть очки виртуальной реальности и оказаться в мире мифа, воссозданном во время резиденции.